Жаркие споры о принципах айкидо!

В конце концов, где – то в виртуальном пространстве существует то самое идеальное Айкидо, которое создал и хотел видеть Уесиба. А то, что сейчас – это продукт других людей. В точности как с Православием.

Собираюсь написать что-то вроде краткой антологии техники Айкидо. Списка. Но не базовых техник, а прежде всего принципов. То есть, если ты не новичок, то тебя должно заботить по большей части не то, ЧТО делать, а то, КАК делать. Прописная истина. Оказывается, помимо всем известных принципов (ирими, тенкан, те-катана, тен-чи и прочее) их существует весьма большое количество. И в разных школах наборы главных принципов совсем разные. И есть принципы, которые, с виду, противоположны друг – другу. И есть принципы, которые потом объединяются в один большой принцип.

Будет много принципов, о которых на этом сайте не упоминали ни разу.

И в этой области тоже нескончаемые споры.

А главная причина этих споров – это разное понимание японских терминов. А самим носителям языка совершенно нет дела до того, как мы это понимаем. Они только каждый раз нас поправляют, говоря, что мы неправильно всё понимаем.

Вот об этом я сейчас и собираюсь, как ты говоришь, «эмоционально порассуждать».

Зачем? А затем, что я хотел написать список этот принципов на русском языке, указав кое-где в скобках японские названия. И вот сейчас объясню почему. И советую дочитать до выводов. Будет много пищи для размышления.

Возьмем самый простой пример.

Ай Ки До!

АЙ. Что это? Все мы знаем, что это гармония и любовь. Два разных значения, близких друг к другу, но пускай так, хотя у нас для этого разные слова. Мелькнула мысль, зачем их объединять в одно короткое слово из 2-х букв? Что, так удобнее и понятнее? 20 лет это было так, и никого ничего не смущало. Путь гармонизации энергии – это же здорово! Не совсем понятно, а так, в общих чертах, но здорово!

Потом оказалось, что в значении «любовь» иероглиф пишется немного в другом написании.

Люди со знанием языка основателя (в основном французы) также поведали нам, что «ай» — это, да, может быть, и гармония, но не в том значении, что мы привыкли думать, а в значении «взаимодействие», и «взаимопонимание». Совпадать, согласовываться. И все спешно подправили свои списки терминов.

Потом появилась статья в «в-педии»об Айкидо, которая дала еще варианты переводов: «быть правильным»; «быть выгодным»; «подходить для чего-либо».

Я вам скажу, что имея опыт создания в своей голове многогранных образов при изучении древнеславянского языка, данный образ АЙ складывается весьма туго. Это совсем другая система. Есть примеси других образов.

Но, оказывается, и это не всё! И дальше есть нюансы. Этот иероглиф, вставленный в другие слова имеет уже другие нюансы. Даже не буду их перечислять. Долго и нудно.

Придется копаться дальше.

Может быть, поможет чем-то написание иероглифа? Поможет понять его глубинный смысл?!

Итак,…На домик с покатой крышей похоже? Оказывается, не всё так просто! Иероглиф состоит из трех элементов. Сверху значок, похожий на нашу букву «Л», и означает «человек». Кстати, по древнеславянски буквица «Л» означает «Люди». Ниже, под ним небольшая горизонтальная черточка, означающая «один». Человек один. Одна штука. Пока всё хорошо.

Ниже имеется прямоугольник, который символизирует…. «РОТ»!!! Что у нас получается? Человек один рот. Ну да, я тоже не видел с двумя ртами. С двумя горлами, кстати, видел. Человек один на один со своим ртом. Может, это как раз такая любовь? Фу, отбрасываю эти мысли.

Вспоминаем, что рот так же символизирует то, что человек «ест», или «говорит». Итак, человек один говорит. Сам с собой? Не то. Человек один ест! Вот, это, я бы сказал, настоящая гармония! Хомячить втихомолку одному.

Но вспоминаем, что АЙ – это взаимодействие. Подразумевается не один человек. Но только один человек ест. Такая иерархическая гармония. Или один человек говорит. А остальные молчат. Да, это вечная проблема, чтобы заткнулись все, а говорил только один. А потом может быть другой, но чтобы его никто не перебивал. Улучшится взаимопонимание… Да, в этом что-то есть… Но не вяжется с другими значениями этого иероглифа. Да и потом, если с этой точки зрения смотреть на единоборства, то они все, и Айкидо представляют собой диалоги, когда оба говорят, и каждый старается другого сразу заткнуть, или начать поддакивать, соглашаться, но при этом говорить своё громче и громче, и сделать так, чтобы партнер не смог ничего сказать.

Короче, разбор иероглифа ничем не помог, а пока что только еще больше запутал.

Может быть, стоит попробовать разбирать не выдранный из контекста иероглиф, а в связке с остальными?

Дальше идет иероглиф КИ.

Крестик со штрихами на свободных полях символизирует рис. Зерно риса. Кстати, почему крестик – отдельный и крайне интересный разговор. Но потом, если кто захочет. Сверху несколько черточек под наклоном – это и крышка кастрюли с ручкой, и небо с тучами, из которых льется вода (поток вниз), и сразу обратно наверх в виде пара. То есть, два варианта: рис растет на поле, а вокруг круговорот воды в природе, а второй вариант – рис варится на пару в кастрюле, закрытой крышкой. Значение — «энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара, сила». Вроде. более — менее понятно. Рис – основная пища желтой расы. Не поешь – не будет никакой энергии. Энергия жизни, заключенная в зерне.

Третий иероглиф – ДО. Мы видим квадратный многоэтажный вертолет, который движется по длии-и-инной дороге, не касаясь ее. Билетик можно купить на разные этажи вертолета. А может быть, это и трамвай на магнитной подушке с токоприемниками наверху. Уточнить не удалось.

Но смысл вполне очевиден, хотя, говорят, что каждая черточка что-то значит, а значит, тут скрывается еще очень много нюансов.

В целом получается более – менее стройно следующее: Человек в одиночестве ест вареный рис в дороге. Ну совсем далеко!

Более-менее разумное объяснение дает история возникновения данного термина. Она весьма прозаична и проста. Вот одна из исторических трактовок:

В древности существовала некая забава на радость императору. Эта забава состояла в том, что два человека соревновались, кто кого выведет из равновесия и вытолкнет с площадки для выступления. Этот, если можно так сказать, спорт так и назывался Айки и никакого отношения к войне или воинской подготовке не имел. Айки в то время обозначался нехитрый принцип, который использовался в этом развлечении, который можно сформулировать так — «Когда толкают — тяни, когда тянут — толкай». Это, собственно, и называлось объединением энергий, но никакими высокими материями тут и не пахнет. Это просто устоявшееся выражение, позволяющее дать понять о чем идет речь. А сам тот древний спорт айки тоже дошел до нашего времени, преобразовавшись в современное сумо. Перекочевав в мир воинских искусств, принцип айки стал употребляться в названии систем, в которых он использовался. Так он, собственно, и дошел до нашего времени с такими системами, как айкидзюцу и айкидо.

Вот так! Оказывается, никакой такой глубины изначально не было, а были, как у нас, этапы чаромутия (изменения значений слов).

Но Уесиба был поглощен религиозной философией, и говорил, что он вкладывает в термин «Айкидо» не то, что повсеместно в Японии принято. То есть, он хотел добавить глубины, но не мог это написать. Видимо, Уесибе не было дано право придумать новые иероглифы. Их итак напридумано неимоверное количество, но видимо, все равно мало. Никак не смог выразить Уесиба свою мысль в современных иероглифах. Не предназначен этот язык для тонких глубоких понятий, а только для путаницы, как может показаться. Вот они и сами говорят всё время – не пытайтесь понять, и не пытайтесь правильно произнести.

Конечно, любой филолог – японовед не замедлит высказаться, что все эти мои вышесказанные рассуждения – ужасный непрофессиональный бред. И я полностью с этим согласен. Только вот скажите мне, милые филологи — японоведы, где же все ваши профессиональные объяснения на эти темы? Ведь буквально с каждым – каждым (ну, может быть почти каждым) японским термином такая кутерьма. И почему мы, непрофессионалы в этой области должны тратить своё драгоценное время, и разбираться со всем этим? Что, везде изучать историю возникновения термина? И все время спорить, спорить, выяснять, запоминать заново, и опять спорить. При этом каждый занимающийся должен обязательно знать около 200 – 300 японских слов и терминов, так как в «додзё» и на экзамене принято только их называть. И мы называем. И всё неправильно.

А между прочим, всегда нужно помнить, что у человеческой памяти нет кнопки «делит». Мы не способны что-либо забыть. Новую информацию мы записываем не сверху, а в другом месте, может быть рядом, но она остается, и засоряет мозги. Если мы что-то не можем вспомнить, то это не значит, что информации нет. А раз инфа есть, значит, она влияет на человека. Прикиньте, как, извините, засраны мозги тех айкидок, которые уже давно занимаются.
Между прочим, по этой же причине крайне нежелательно много раз повторять неправильные движения. Нужно чтобы тебе их кто-то сразу же подправил.

Я ведь прекрасно понимаю, чтобы разобраться более- менее во всех этих терминах нужно хорошо изучить весь японский язык (а их два) и их культуру, а также получить высокий дан в искусстве каллиграфии, кроме того, пожить подольше в самой Японии, иметь там друзей и переписки. А еще лучше вообще туда переехать, жениться на японке (японце). 100:-ный вариант – только сразу там родиться. Причем, не белым, а желтым. И чтоб тебя там воспитали. Во всех других случаях ты что-то не будешь понимать, и тебя никогда не посчитают за своего со всеми вытекающими.

А знаете почему?

А потому что желтая раса — этот подвид хомо сапменса отличается от другого подвида – белой расы. Умолчу пока о красной, черной и прочих расах – совсем другой разговор.

Не напрягайтесь. Ноток расизма тут не встретите. Только лишь мысль о том, что мы и они другие. Не лучше, и не хуже.

Да, все мы сделаны по одному базовому унифицированному проекту. Даже можем скрещиваться. Но есть большие различия как в морфологии, так и в программном обеспечении. У нас совсем разная по структуре кровь, разный гормональный состав, железы вырабатывают неодинаковые ферменты, и есть еще десятки различий, которые вам может поведать любой медик, информированный в этом вопросе, а также эзотерик. Но всё это не так важно, как одно «программное» различие, которое нашли и сформулировали совсем недавно – буквально несколько лет назад. Оказывается, у желтой расы речевая и понятийная область мозга неразрывно связана с эмоциональной, в отличии от разделенных и совершенно разных этих областей у белой расы. Японцы не могут говорить без эмоций. И понимать не включая эмоции тоже. Вы понимаете, что это значит? Это меняет всю картину мира! Ведь у нас первый этап духовного роста, даже не этап, а подготовка к первому этапу любого жизненного пути – это перестать совершать поступки, в которых главной движущей силой являются эмоции! На первом месте должен быть разум, интеллект. А потом эмоции. Желтая раса не может это сделать, и у них всегда эмоции включены. Теперь ясно, почему они всегда так эмоционально говорят? Может быть, по — этому духовный путь у них полностью заменен философией. Или у них есть какой-то свой духовный путь. Например, через холодный водопад. Они мир видят совсем по другому, и не в силах понять, почему нам мало этой философии, и что мы еще хотим.

Вот и получается, что все попытки понять белому человеку до конца всю глубину японской философии – это, как бы, помягче выразиться,… онанизм! В общих чертах понятно, почти то — же самое, но на настоящую женщину совсем не похоже. Для нормальных людей. Попробуй объясни человеку, который ни разу не видел женщину, что это такое. Сотни различных объяснений. И одна половина объяснителей тоже не видела женщину, вторая видела, но не знает языка объяснения. А переводы упираются в ограниченный философский и духовный потолок переводчика.

Вот я и собираюсь перестать заниматься этим самым, и писать сразу на родном языке. Так как наша система древнее и гораздо глубже, а самое главное, она сделана четко под нас, то мы сможем сами откопать там невероятные глубины. Понятные глубины.

В принципе, точка.

Но прочитал, и решил добавить еще один важный момент.

Это разность в понимании чего — либо в зависимости от уровня.

На него принято списывать все непонятки. А также оправдание того, что понятия умалчиваются и хранятся в секрете. Типа, все равно не поймете.

Приведу опять пример. Самый яркий и наглядный.

Это отношения между «уке» и «наге»(или «тори» — разницу знаете?).

— Начальное, детское объяснение: один нападает, а другой защищается. Один плохой злодей, а другой — хороший. Он всегда побеждает злодея.

— Уровень 4-го кю: один учится, а другой ему в этом помогает.

— Уровень 2-1-го кю. кто больше учится – так это уке. Ему труднее, и задаа посложнее.

— Уровень 1-го дана: уке и наге должны двигаться относительно друг – друга согласованно, как шестеренки в механизме, и у каждого своя четкая роль в своё время.

— Уровень 2-го дана (примерно, возможно): один нарушил равновесие и гармонию, а другой это восстанавливает.

— Уровень 3-4 дана: почему один нападает? Потому что другой его спровоцировал. А почему спровоцировал? Потому что он видит, что тот все равно нападет, и его провоцирует. А почему тот решил изначально напасть? А потому что он в тебе увидел врага…. И вот кто в ком увидел врага – не ясно и теряется в глубине изначальных причин. Как круги на воде от чего не важно – то ли сверху что-то упало, то ли снизу рыба плеснула – круги одинаковые. Все виноваты и все хорошие. В общем, не важно, кто кого бьет. И многие понимабт это так: Бей их всех! (это когда слишком много противников, а на экзамене у 3-4 дана их много!). Шутка. Местный фольклор.

— Уровень 5-6 дана: есть две силы – ин и ян, и они сливаются и производят, рожают третью силу.

— Уровень 8-10 дана (предполагаю): Нет никаких врагов, сил, никаких причин, и вообще ничего. Есть только потоки энергии, гармония и любовь. И да здравствует гармония и любовь! А кто не согласен – уже проиграл. На него упадет сосулька. Или природа по другому постарается навести порядок.

Как-то так.

— Уровень еще выше: несомненно, он есть, и есть выше, и так до безконечности. Теоретически.

Ну что, стало ясно что такое уке и наге, и какой принцип их взаимодействия?

Мне лично – нет. На разных уровнях меняются условия, задачи, наполнение. В принципе, это уже другие взаимодействия, и, соответственно, они должны быть обозначены другими словами. А они все равно остаются уке и наге.

Ну хорошо, что поделать, пускай даже так, раз так все привыкли и никого ничего не смущает. Наш язык тоже сейчас стал несовершенен, и есть всякие синонимы…

Но вот что мне совсем не нравится:

Почему поголовно скрываются значения терминов на высоких уровнях? Что, от того, что я прочитаю сразу всё до конца, это кому либо повредит? Даже ребенок если прочитает, что поймет – то поймет, а остальное — потом поймет. Пускай всё время будет под рукой перед глазами – быстрее дойдет.

Мы — то все уже не дети. И? Где? Опять не доросли духовно, раздраженно говорят великие мастера, потягивая сигаретку и запивая пивком.

Ну да, а вдруг все всё поймут! Тогда, возможно, упадет такая острая необходимость в приезжих важных гуру, которые будут с умным видом нам говорить то, что мы в принципе не способны понять.

Лично я думаю, что если в этой «глубокой» японской философии и есть какая-то глубина и смысл, то мы все, конечно – же, легко можем его понять, находясь на любом уровне. Уровне развития своего, и в айкидо. Если уж человек дорос до айкидо, то он сможет там всё понять, если ему хорошо это разъяснить.

Ну держитесь!

Я собираюсь всё что можно собрать, и выложить на родном языке с краткими, а потом длинными и понятными объяснениями.

Так сказать, дополню коллекцию сайта.

И я догадываюсь, что скрывается еще дальше. Познакомлю со своими тараканами. Некоторыми. Если кому интересно.

Не знаю пока, сколько уйдет на это времени. Первоначальный вариант предоставлю быстро – через 1-2 недели.

Буду рад, если кто-нибудь поможет дополнить и высказать свои соображения обо всем этом.

Дмитрий Кузнецов (2-й дан)

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «Жаркие споры о принципах айкидо!»

  1. Игорь говорит:

    Спасибо Дмитрию за интересную информацию, есть над чем подумать. В свою очередь хочу так же поделиться с Дмитрием. На Ютубе есть лекция можете загуглить «Лекция Фудзиты сенсея Минск 2001» там Масатаке Фудзита очень искренне рассказывает об айкидо, и где-то на мин 40 рассказывает о значениях иероглифов, там интересные вещи особенно про ДО -что в иероглифе путь делает элемент куби шея.)))

  2. Оксана говорит:

    Браво!
    Я не занимаюсь ничем боевым, но начинала с айкидо и с джиуджицей. Затык был в непонимании тренера. Говорились какие-то слова, повторялись какие-то движения, но смысла и гармонии (взаимодействия) я не чувствовала. Какое-то это было как игра в крутых мачо. Именно игра, без реальных результатов- типа, пришли, потанцевали и разошлись. Потом занялась цигуном, почувствовала ки и поняла, что и в айкидо, и в джице не учат главному стержню, тому «скелету», на котором можно будет базировать будущее совершенствование. Нет Пути, есть физкультура.
    И читая этот пост я начинаю что-то осознавать, видеть некоторые намеки на возможный Путь. Это воодушевляет.

  3. Владимир говорит:

    В точку, ждем!

  4. Алексис говорит:

    Дмитрий! Ну могЁшь! Ну Монстр!
    Даешь продолжение! Прям интересно стало!
    С уважением

  5. Виктор говорит:

    Статья по-своему интересная. Но всё гораздо проще. Японская философия и оккультизм, иероглифы, соответствующая одежда, дозировка знаний во времени — это все ради бабла, т.е. упаковка продукта. Есть такая китайская штука цинь-на (очень уж арсенал айкидо на нее похож), которая в настоящее время использует для понимания движений соответствующую терминологию из классической физики, что в разы сокращает время на изучение данной дисциплины. По некоторым данным китайцы научились этому у А.А. Кадочникова (точно утверждать не буду). Но какой интерес тогда культивировать данную дисциплину, если бабки нельзя будет зарабатывать, в том числе и за присвоение данов (в Японии содержание клубов типа Айкикая, Есинкана, Кодокана, Яманаси и пр.пр. — удовольствие не из дешевых, т.к. земля там очень дорогая). Все т.н. боевые искусства Японии — это не что иное, как бренд. После соответствующих событий 19 века большая социальная группа профессиональных военных осталась без средств к существованию. Кроме, как воевать, они ничего делать не умели, поэтому либо спивались, либо создавали все эти РЮ, чтоб зарабатывать деньжата. Люди выживали, как могли. По большому счету на подготовку солдата не должно уходить более полугода. А тут предлагают суперэффективные системы, на изучение которых надо положить всю жизнь. Подвоха не чувствуете? При этом я не умаляю достоинства айкидо, но по личному опыту знаю, что методика его изучения из первоисточника малоэффективна, т.к. в силу финансовых причин первоисточник не заинтересован в его быстром освоении.

  6. Игорь говорит:

    Аргументировано, доступно, перспективно!

  7. Виктор говорит:

    Большинство японских мастеров тупо зарабатывают бабки на европейских «обезьянах» во всех видах единоборств, не только айкидо. Поэтому до конца своих «секретов» и не раскрывают. Присвоение данов определяется не мастерством, а прайсом. Один из базовых «секретов» айкидо — в его корнях, т.е. искусстве Дайто-рю. Заключается он в том, что «мягкая» составляющая данного искусства имеет два уровня подготовки: дзю дзюцу Дайто рю, для новичков, и для продвинутых мастеров — айки дзю дзюцу Дайто рю. Если говорить утрированно, то эффективность реального применения этих уровней одинакова, просто в дзю дзюцу Дайто рю более низкая квалификация (ловкость) компенсируется дополнительными атеми, исполняющими функцию расслабляющих ударов (как в боевом самбо, армейском или милицейском РБ). А нашей публике предлагают начинать с Айкидзюцу. Но это не одна проблема.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.