Парадоксы присвоения данов в айкидо.

Один замечательный человек Дмитрий Кузнецов (автор статьи «45 причин заняться айкидо») направил мне на блюдечке с голубой каемочкой пищу для размышлений. Всегда приятно, когда люди не боятся высказывать своё мнение, немного оставив оковы стереотипов.

Итак, читаем!

Сейчас я полезу в области, в которые лезть мне не положено. Это в  Айкидо считается неприличным.  А я думаю, какого чёрта? Мы свободные люди, и в праве думать о чём хотим! И об этом писать. К тому же, я ненавижу тайны и всякие скрытности.

Подозреваю, что я не первый такой.  Но зато у меня «своя колокольня»!

Вся эта система присвоения данов … Вот она!

До четвертого, и даже до пятого всё предельно понятно. Четвертый дан считается самым высшим техническим данном.

И вкратце, об этих начальных данах своими словами:

  1. Дан. Нужно показать знание основных техник , исполнять их спокойно, уверенно, без ошибок, соблюдая все основные принципы.
  2. Дан. Нужно расширить знание по каждой технике,  показать кучу вариаций исполнения, при этом скорость и «мощь» исполнения должны увеличиться. Добавляются противники при групповой работе.
  3. Дан. Добавляется работа с оружием (танта, бокен, дзё), и еще добавляется противников при групповой работе. При этом у них тоже может быть оружие. Техники должны быть быстрые, чёткие, короткие, и в них должно быть еще больше мощи.
  4. Дан. Этот уровень обычно уже не сдается на экзамене, а просто присваивается комиссией, которая тебя знает. А если сдается, то чаще всего это серия групповых работ, при которых в различных комбинациях участвует оружие. Ты должен красиво и легко справится с любой ситуацией, включая ханми – хантати (это когда ты на коленях, а на тебя нападают стоя со всех сторон). Должна проглядываться работа не техник, а принципов. А техники должны понемногу «сливаться» в принципы.  Именно этот уровень считается минимальным для того, чтобы иногда замещать инструктора.

Пока всё чётко и понятно.

А далее начинается!

  1. Уже уровень немного покрытый тайной. Минимальный уровень для инструктора. Инструктора, по мнению Хомбу Додзё должны иметь уровень не ниже этого. Начало этапа «тело полнее энергии». Экзамен не сдается. Присваивается комиссией.  За что???

Что мы знаем об этом уровне и последующих? Вот тут и начинаются бродить мысли. Все предыдущие понятны полностью. Это технические уровни. Они так и называются — «технические». За технику. А что дальше?  В интернете почти ничего конкретного нет. Сами посмотрите. Далее только за заслуги в развитии Айкидо. 5-й – у себя (национальный масштеб), 6-й – на международнм уровне, 7-й – уже позволительно собственное видение Айкидо (на международном уровне), 8-й  дан может быть только у японцев как родоначальников  Айкидо (вообще наглёшь по моему!!!), но дается за особые заслуги.

9-й дан –кроме техники  «глубочайшие духовные качества», хотя никто не знает что это такое… а о 10-м дане вообще не написано ничего, кроме того, что обладатель должен , как правило, создать собственный стиль.

Это всё, что можно найти, и что вам могут сказать.

Вообще, об этом никто не хочет говорить. Обычно следует фраза типа  «… а зачем тебе это надо…», или еще чаще : «… вот дорастешь до этих данов, тогда будешь знать…»  не твоё собачье дело!

Чтобы показать работу с оружием (сдаем на третьем дане) мы начинаем работать с ним с пеленок! Прямо с самого начала!

А к чему готовиться на высших данах? Потом начнём? А не поздно будет?

Особенно, если там будут задействованы какие-то особые качества, то нужно их тренировать еще раньше, чем оружие!

Всё это риторические вопросы. Я всё понимаю, и знаю ответы на все эти вопросы. Просто так рассуждаю для наглядности.

Итак, совершенно не секрет, что для того, чтобы получить пятый дан, необходимо, чтобы у тебя уже были ученики не менее чем с первым  данном!  Хотя бы один. А если несколько, то ты получишь пятый дан без вопросов. И далее, с шестым данном посложнее, но примерно так же… ученики за рубежом…

Что, кроме меня никого ничего не смущает?

  1. Таким образом, от пятого  дана система Айкидо похожа на финансовую пирамиду МММ. Ведь далеко не каждый практикующий имеет педагогический талант и возможность преподавать. Получается, что для всех смертных «данность» ограничена 4-й ступенью. А дальше ничего не прописано и неизвестно кроме того, что нужно иметь много учеников. И люди от этого реально уходят из Айкидо, не зная куда  дальше двигаться. Я лично знаю таких несколько.
  2. После того, как понял всю эту систему, не оставляет мысль о том, что тебя обманули. Я же, как романтик думал, что чем выше дан, тем ты,… грубо говоря,… ближе к богу! Выше развитие!  Не какое-то там административное, а духовное, мистическое! Что человек с 10-м данном уже вообще почти полубог, и от его легкого взмаха руки штабелями  падают суровые вооруженные войны. И мы это видели на черно-белых хрониках демонстрации техники Уесибы! И где это? Каков путь к этому?  Административный??? Что за хрень?

У тебя будет куча учеников во всем мире, и от этого ты станешь таким? Что то я сомневаюсь… Боюсь, что времени не будет стать таким у администратора международного уровня.

Так,… все начали вспоминать разное, чтобы поспорить со мной…

Я готов вести беседу с любым думающим человеком.

Любой, кто прочитал, уже хочет что-то сказать.

Беда как раз в том, что все скажут разное. РАЗНОЕ! Будут десятки мнений!

  1. Вот в том то и дело, почему мы все думаем по разному? И редко у  кого будут основания считать себя правым.

Это как раз основной мой вопрос (риторический).

Какого хрена все в Айкидо думают по разному?  В боксе, карате, кикбоксинге,  например, всё чётко! В Йоге тоже. Почти везде всё чётко!

Все измышления по поводу КИ, сверхсилы, души, духа, духовных качеств, пути, и прочего подобного выступают в разряде «у каждого свои тараканы в голове».  У нас в России уже довольно много высоких данов, и представьте, официально считается, что у каждого «свои тараканы в голове». Каждый второй написал книгу о своем пути и видении Айкидо. И каждый считает, что его тараканы более правильные и жирные, и именно его путь истинный!   Вот такое положение меня иногда просто бесит! Бесит не этот чей – то путь, а вообще отсутствие понимания пути. А так же точных понятий терминов, определений, касаемо духовного пути.   И я понимаю, что ничего с этим не поделаешь. И если появится такой человек, то  он будет по значимости для Айкидо и мира не менее Уесибы или Иисуса.

Только это никому не надо выносить на  публику.  Не популярно. По этому  каждый сам решает как он будет приближаться к своему идеалу.

  1. Никак не пойму, если так важна КИ, то почему мы все не практикуем работу с КИ так же, как это принято в одной из десятков систем (я говорю о  КИ-Айкидо Коичи Тохея)

А знаете ли вы, что среди высоких данов  весьма распространённо и прочно существует мнение о том, что нет никакого КИ, всё это японские сказки, нужные для успешной визуализации чего – либо. А реально работает только физиология при определенных условиях. А сверхсилы – это те самые резервы, которые заложены в конструкцию человека, и которые при стрессовых ситуациях человек пользуется. Например, мамаша может поднять одной рукой груженый камаз, если её ребенок…  ну вы знаете. Так вот, все тренировки должны быть не  качаниями мышц, а открытием доступа до этих сил. Или, точнее. постепенным сниманием ограничений, препятствующих использовать по полной все мышцы таким образом всегда и везде.

Так или иначе, работу с КИ официально мы не практикуем! Наверное, потому что это считается тараканами в голове Тохея!

Еще такой момент:

Что такое Айкидо, если отбросить технику.?

Духовное развитие? НЕТ! Нигде, оказывается, такого не декларируют.

Просто «развитие» — да! Физическое. Весьма витиеватое и сложное.  Полезное для мозга, но ФИЗИЧЕСКОЕ! Оно может продолжиться как духовное развитие, но для этого надо много чего. Желание, духовный отец, стройная система,  время…  и тогда будет это самое развитие. А без этого как? Никак!

По сути, наши сенсеи – не сенсеи, а инструкторы. Они так себя и называют. Не учителя а преподаватели. По этому мы занимаемся только техникой. Никак не духовным развитием.

Хоть один «инструктор» может что-нибудь о душе рассказать, и объяснить, как она связана с воинскими искусствами?

Да, может. Каждый.  И я могу. И это будет считаться «его тараканами в голове». И это весьма грустно.  Потеряна система!

Сейчас  каждый, кто дочитал до этого,  в голове построил мне длинный ответ по поводу пути, души и духа. Но не спешите писать. Я читал все варианты, которые можно написать по этому поводу. Знайте, что всегда найдется весьма авторитетный мэн, который имеет по этому поводу совсем другой взгляд на эти вещи. А чаще всего они не соизволят нисходить до общения на эти темы. Но потом они напишут книгу  об этом, и, я уверяю вас, там будет что – нибудь прозаическое и далекое от истины. Я читал такую не одну. И сам собираюсь когда-нибудь написать еще одну.

И во всех этих материалах совершенно разное представление обо всём.

А в довершение  я хочу с глубочайшими извинениями  указать на не слишком высокий духовный уровень почти всех высоких данов. Я их всех уважаю за их эти самые высокие ранги, но, простите меня, никак они не похожи (большая их часть) на  высокодуховных личностей.  Курят, пьют, ссорятся между собой и  другими по разным поводам, раздражаются и даже обижаются то на одно, то на другое, умирают от прозаических болезней в стандартный срок ничуть не дольше среднего обычного  жителя планеты. Прошу прощения за такую прозу. Тем не менее я им кланяюсь каждый раз, как вижу. За что? За то, что так принято по японским традициям. Вкладывая в поклон то, что у них принято.

Много чего спрятано под традициями. Да ради бога! Ничего не имею против.

Хотя, оценка духовности весьма субъективна, так как в нашей и любой системе нет четко прописанных критериев духовости. А может быть, в этом то и дело….

А ведь совершенно не секрет, что существуют технологии обучения чему угодно, вплоть до железной рубашки, левитации, суперсиле, дистанционному воздействию, и много чему еще. Но к сожалению, официально это всё считается  ересью, фантазиями, или «тараканами в голове», несмотря на то, что всё это реально существует.

А что такое «духовный рост», так этой темы  вообще лучше не касаться.

Вот видите, куда может привести отсутствие стройной системы. Безсвязанные непонятные  речи по всей стране, споры, разброд, и уход лучших учеников.

Итак, резюме:

Совершенно не понятно развитие выше 4-го дана.

Или всё сокрыто. Но если даже открыть, все равно нет единой системы развития.

А «духовный» или прочий рост должен проходить индивидуально, вне Айкидо. Может быть увязан, но всё равно как-то «вне». И такое впечатление, что Айкидо на духовный рост и не рассчитано. По крайней мере, современное, уже без Уесибы

Я это говорю с позиции того, кто знает, что такое  «духовный рост» во всех его аспектах, и занимается этим уже  почти 20 лет.

Все совпадения в тексте случайные. И, прошу не гневаться на моего инструктора, так как все мои мысли – только мои. А мой инструктор не имеет к ним отношения и не в курсе о том, что я тут написал.

Дмитрий Кузнецов (2-й дан айкидо)

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Парадоксы присвоения данов в айкидо.»

  1. Алимбай говорит:

    Добрый день!
    Полностью согласен с «криком души» Дмитрия!
    Создатель Айкидо Морихей Уэшиба не оставил подробных инструкций о передаче духовных знаний от учителя к ученику. И это почти что невозможно, не все могут и готовы прикоснуться к духовности. Как говорят на Востоке: «Нельзя вложить огромный меч к узкие ножны». Морихей Уэшиба дал только направление. Вот почему сразу же после его ухода Айкидо разделилось на разные стили, такие как Ки-Айкидо, Йошинкан, Айкикай и пр. Потому, что его ученики стали по-своему трактовать то, что увидели у своего Учителя. Дети и внуки Морихея Уэшибы создали стиль Айкикай и посчитали вправе устанавливать кто и как может сдать на тот или иной дан. И порой удивляешься тем приезжим японским «гуру», которые пытаются объяснить необъяснимое.
    В духовном плане может быть передача знаний непосредственно от учителя к ученику, без посредников, без толп. От 2-х до 12-ти человек. И эти знания скрываются от «любопытных глаз», т.к. эти знания могут принести не пользу, а вред. Никто не даст младенцу острый нож, себя может ранить и других покалечит.

  2. Дмитрий говорит:

    Добрый день!
    Полностью согласен со статьей Дмитрия Кузнецова . Человек правильно дал оценку системы айкидо и айкидо в целом. Со своей стороны выражу свою точку зрения. Айкидо — это, первое, финансовая пирамида. Второе, это системная пирамида. Третье, много фейка — похоже на лист из книги, где одна страница есть правда, другая — обратная сторона медали, более того, оно похоже на сетевой маркетинг. Чем больше запутанностей, тем лучше, лучше будет продаваться на рынке. Что хорошо в Японии, то не все сгодиться в других странах мира, точнее в других культурах мира. Суть идеи хороша, но оформлена по-японски, в восточном стиле — поклончики, хакамчики, «несгибаемая рука» и т.е.. Все это больше всего похоже на клуб «Любителей по айкидоиться» за ваш счет. Почему не клуб «Здоровья» или клуб «Ки»? И что больше всего возмущает, так это накатывающее чувство вранья, более того, предъявить это некому, ну разве только самому себе. Вот и обсуждаем «необсуждаемое». Что касается тараканов, когда происходит осознание проблемы, то остается подружиться с ними или же все это бросить. Вот только жалко потерянного времени (н-р, 8-10-12 лет), когда человек мог профессионально вырасти в другом (для мужчины это важно). Если быть честным, айкидо, чтобы показывать хорошие практические результаты и не только, забирает очень много жизненного времени, всего человека. И перед человеком становиться дилемма — а что делать дальше?
    С уверенностью могу сказать следующее — айкидо работает, если умеючи применять его, есть и духовное, и даже есть ки. Вопрос веры никто не отменял. Один человек (пример из жизни другого человека) постоянно учился наносить только один удар рукой по противнику, но так, чтобы с ног сразу сбивать. Это удавалось и он этим очень сильно кичился. В этом находил свою духовность, силу и значимость.
    С уважением, Дмитрий.

  3. Ангелина говорит:

    Дмитрий, спасибо! Прям вот то, о чем думалось и что хотелось написать! К сожалению, гордый слоган «у нас преподавание без духовки» относится не только к айкидо, но и к йоге, которая в западном варианте — только фитнес-йога, т.е. по сути фитнес, стилизованный под йогу :(( . Лично я сама как преподаватель йоги не могу оторвать физическое исполнение асан и дыхательных техник от внутреннего наполнения, т.е. от работы с энергией, мыслями и эмоциями, и раскрытия себя как пространства, не ограниченного ничем из вышеперечисленного. В Айкидо пришла около пяти лет назад, и привел меня восторг от О-Сенсея, от его высказываний, собранных в «Искусство мира». Его короткие фразы погружали меня в такую внутреннюю глубину, что слезы лились сами. Однако постепенно мои ожидания того, что Айкидо поможет мне найти свое До, свой путь, растворились. Наши инструктора (не могу даже сказать сенсеи, и тут полностью согласна с Дмитрием) не то что не обладают таким уровнем сознания, как Морихей Уесиба, но и в целом мало интересуются своим духовным развитием, а вот административным продвижением — конечно да! С одной стороны, удивительно, как в сами техники Айкидо встроены законы вселенские законы непротивления и принятия, гармоничного взаимодействия! Я не перестаю удивляться, как много мудрости может подчерпнуть любой изучающий даже основы айкидо. И в то же время, как же мало мы впитываем из всего огромного наследия О-Сенсея. Очень надеюсь, что больше будет появляться людей, способных раскрыть потенциал Айкидо для себя и для других. Спасибо Дмитрию Кузнецову и Дмитрию Шпортенко! ~ Домо-аригато годзаймасита ~

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.