Памятка для учителей айкидо!

Поскольку материалы моей рассылки читают многие мастера айкидо, то порой от них приходят письма различного толка.

Вот вчера свалилось в ящик:

«Всеми руками «ЗА», но в чем таки скрытые грани? Некоторые мои ученики пытаются меня уличить в сокрытии от них тайных знаний, якобы переданных мне моими учителями. Я им говорю приблизительно Вашими словами.»

Я никогда не забуду одного посредственного игрока в шахматы, который, как на конвеере, готовил чемпионов.

Другие же тренера, имея мастерские степени и титулы, не могли похвастаться успехами своих учеников.

Почему мастерство не передается ученикам?

Нижеидущее обращение направлено к тренерам айкидо, надеюсь, оно поможет педагогическому процессу, а не вызовет бурю протестов.

1) Когда демонстрируется техника мастером (как правило, это вид сбоку для учеников) — многим, поверьте, очень сложно запомнить, какой рукой партнер хватает, куда и сколько шагов делает мастер, где он перехватывает руки и.т.д.

Обратите внимание, уважаемые мастера, как обучают танцам — выходит тренер и все ВМЕСТЕ делают соло — вроде бы простые шаги, но уже на этом этапе происходит куча трудностей.

А теперь прикиньте, что было бы с любителями танцев, если бы они просто сидели, глядели с открытым ртом на движения учителя, а потом начали бы повторять, в то время как учитель стоит в сторонке и уныло смотрит?!

Да, они бы только к пенсии научились! И ещё ремарка, ведь это всего лишь СОЛО. Когда в нагрузку дают партнера, то уже даже на зубок отшлифованное соло, выглядит корявым!

А в айкидо задачка ещё будет посложнее, т.к. надо и в движение партнера встроиться и еще массу чего скрытного от глазу сделать для эффективной техники.

Что делают на танцах, когда с партнером не получается? Шлифуют соло. Что делают в айкидо, когда с партнером не получается?

Продолжают вновь мучить партнера.

Задумайтесь, какие чувства возникают у вас, когда что-то не получается. Готов поспорить на штуку баксов, что большая часть людей начинает раздражаться, злиться, напрягаться, бороться с собой и окружающими. Не так ли?

2) Ученики айкидо не понимают своих ошибок, они не понимают, почему техника не получается.

Представьте, что вы мастер вокала и у вас есть ученик, который горланит так, что стекла дребезжат и машинные сигнализации в округе срабатывает. При всей мощи своего голоса он «бьет» мимо нот. И так будет до тех пор, пока ОН САМ НЕ НАУЧИТСЯ СЛЫШАТЬ свои промахи. Он будет продолжать наводить ужас на всю округу. Если мы не знаем причину неудач, то справиться с ними будет ой как непросто.

3) В некоторых додзё всю тренировку партнер занимается с одним и тем же партнером.

Сие вообще вгоняет весь потенциальный прогресс в глубины и создает букет иллюзий. Айкидо — это принципы, а не схемы. Научившись делать схему без понимания сути, можно радоваться за свои успехи. Только вот незадача — эта схема ни фига не работает на другом!

Почему?

Да, потому что все ведут себя по-разному, в виду своих особенностей строения тела, менталитета, уровня подготовки и пр. Даже если Вы лихо научились кататься на коньках и мгновенно эффектно тормозить, что аж лёд из под ног вылетает, то рискните сделать такой же трюк на роликах и на асфальте! Камикадзе вряд ли сыщутся. Под каждую ситуацию требуется корректировка. Чем с большим количеством партнеров мы работаем, тем больше у нас нарабатывается так называемых нейронных связей в мозгу, а это реально помогает расти технически. В некоторых додзё по команде мастера идет смена партнера, не забавы ради, а на благо собственному прогрессу!

4) Айкидо завязано на ощущениях. Зачастую учитель демонстрирует технику на своем укэ и на этом всё.
Откуда ученик, может понять, вообще за счет чего случается бросок, где его переигрывают и в какой момент.
Ученикам было бы здорово регулярно повышать свой уровень чувствительности, упражняясь, к примеру, с оружием и пытаться подмечать все тонкости, которые происходят, когда мастер выполняет на вас технику. Напрягаются ли ваши руки? Если нет, то это означает, что мастер также расслаблен. Комфортно ли Вам, когда мастер выполняет прием? Если Вам некомфортно, то вы начнете неосознанно напрягаться. А поскольку вы единое целое с мастером, то ваше напряжение вызовет напряжение и в его теле, что говорит уже о том, что техника выполняется не совсем чисто.
Чем меньше этого напряжения, тем выше уровень мастера, поэтому как правило, мастера сразу выполняют бросок:)

5) Ученики не понимают разницы между поддавками и помощью партнера. В айкидо поддавки сплошь и рядом. К примеру, партнер стоит уверенно на двух ногах, его толкают и он падает. Вопрос: зачем?! Зачем оказывать партнеру медвежью услугу и тратить время и деньги?!
Изучать нужно, как работают принципы, где происходит вывод из равновесия, за счет этого это случается и.т.д. (вот почему я посвятил пару лет исследованиям упражнений кокью хо поскольку доходчивой информации про это никто в одном флаконе еще не представил). Если партнер упирается в силу, зачем непонятным образом извиваться и падать?! Любой здравомыслящий человек будет спокойно стоять. Вот именно поэтому на новичках у большинства ничего не получается. Они ведут себя естественно. Айкидо направлено на исправление своего собственного ума и развития в себе естества и плавности, понимания законов мироздания.

6) Редко учителя пытаются объснить смысл учений Уэсибы, философию айкидо и то, как это всё работает. Передать ученикам именно дух айкидо, а не кучу японских терминов. Пока занимающийся мозгом не проникнется сутью,айкидо для них будет лишь механически изображением приемчиков, хакамой и в лучшем случае портретом О Сенсея и так может длиться долгие, долгие годы.

Это то, что я вижу на текущий момент, исходя из своего собственного опыта.
Еще раз упомяну, что это не догма, а просто мой взгляд, который может не полностью совпадать с Вашим!

Благодарю за внимание!

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.